Размер шрифта:
Тип шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Межстрочный интервал:
Выберите шрифт:
Выбор цветовой схемы:
07.02.2020

Выходное пособие.

Особенности исчисления средней заработной платы.

 

Трудовым кодексом Российской Федерации определено, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

Пунктом 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 922, закреплено, что средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.

При этом Конституционный Суд Российской Федерации в связи с жалобой гражданки К., которой при увольнении выплачено выходное пособие, исчисленное путем умножения среднедневного заработка на количество рабочих дней по производственному календарю в месячном периоде, следующем за датой увольнения - с 29.12.2018 по 28.01.2019 (15 дней) без включения в расчет выпавших на этот период выходных и нерабочих праздничных дней, отметил, что по своей правовой природе выходное пособие является гарантированной выплатой, предоставление которой связано с прекращением трудовых отношений по инициативе работодателя. Ее целевым назначением является обеспечение уволенному работнику на период трудоустройства материальной поддержки, сопоставимой с тем заработком, который он получал в период трудовой деятельности.

Размер выходного пособия определяется исключительно на основе исчисленного в установленном порядке среднего месячного заработка и не может зависеть от каких бы то ни было обстоятельств, имевших место после увольнения работника.

Закрепленные названным Положением правила определения размера среднего заработка (месячного и дневного) по существу направлены на создание технического инструментария, обеспечивающего подсчет заработка в установленных законом случаях, не имеют самостоятельного значения для регулирования трудовых отношений и должны применяться в системной связи с нормами ТК РФ, предусматривающими случаи сохранения за работником среднего заработка и целевое назначение предоставления соответствующей гарантии.

В противном случае работники, увольняемые по указанным основаниям, ставятся в худшее положение по сравнению с работниками, продолжающими трудовую деятельность, заработок которых не может снижаться в зависимости от наличия в оплачиваемом месяце нерабочих дней.

Кроме того, они ставятся в различное положение в зависимости от даты увольнения и наличия в календарном периоде после увольнения нерабочих праздничных дней. Такой подход фактически приводит к определению размера выходного пособия на основе случайного фактора (количества рабочих и нерабочих праздничных дней в месяце, непосредственно следующем за увольнением), что недопустимо при осуществлении в социальном правовом государстве правового регулирования в сфере труда.

За нарушением трудовых прав работодатель или лицо его заменяющее может понести административную ответственность, предусмотренную ст. 5.27 КоАП РФ.

Так, часть 6 указанной статьи предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

 

 

Разъяснение подготовила:

 

Помощник прокурора района                                                                       Е.А. Исаева

Поделиться:
Дата создания: 07.02.2020 12:51
Дата последнего изменения: 07.02.2020 12:51